«Влияние компетентностного подхода на изменение образовательной практики
классического университета» (руководитель проекта – д.п.н., проф. Г.Н. Прозументова)
Цель проекта – определить основные направления развития образовательной
практики современного университета в условиях реализации компетентностного подхода.
Задачи проекта
1. Провести экспертную оценку содержания различных документов по реформированию
высшей школы с точки зрения выраженности в этих материалах установки на реализацию
компетентностного подхода.
2. Осуществить анализ прецедентов реализации компетентностного подхода в практике
работы вузов (на материале реализации программ подготовки и переподготовки менеджеров,
а также программ обучения современным образовательным технологиям).
3. Осуществить оценку эффективности образовательных программ по подготовке и
переподготовке менеджеров, реализующих компетентностный подход.
4. Обосновать направления развития и изменения образовательной практики современного
университета в условиях реализации компетентностного подхода.
5. Сформировать предложения для программы институциональных исследований, необходимой
при реализации компетентностного подхода
Основные научные результаты реализации проекта
Изучен и проанализирован реальный заказ на компетентностное образование, фокусирующий
внимание на образовании как «результативной» практике. Проведено выявление позиций
субъектов образовательной практики в отношении необходимости и возможности компетентностного
подхода в российском образовании. Описаны прецеденты изменения образовательной
практики в классическом университете и проведен их концептуальный и контекстный
анализ. Сформулированы предложения для программы институциональных исследований,
необходимой при реализации компетентностного подхода.
В качестве основных направлений исследовательского сопровождения перехода
классического университета к реализации компетентностного подхода были выделены:
- определение основных тенденций в формировании нового социального заказа, обращенного
к системе современного вузовского образования;
- изучение влияния развития представлений об образовательной системе как открытой,
а значит саморазвивающейся и самоорганизующейся, на институциональные изменения,
происходящие в классическом университете;
- выявление основных психологических, организационных и собственно педагогических
проблем, связанных с переходом к новым профессионально ценностным и целевым
установкам участников образовательного процесса;
- оформление исследовательских результатов в виде аналитических обобщений, предлагаемых
для рефлексии и совместного обсуждения профессиональному сообществу ( в рамках
открытого семинара).
Перспективность проекта и его продолжение после завершения финансирования.Переход
от учебной деятельности к образовательной представляет собой эволюционно-исторический
разворот научно-педагогического мировоззрения, его парадигмальных устоев, обусловливающий
сдвиг интереса с проблемы подготовленности (знания, умения, навыки) человека
к бытию к проблеме становления (образования) человеческого в человеке. Компетентностный
подход в вузе требует дифференциации учебной и образовательной деятельности.
Выявленные в ходе реализации проекта параметры этой дифференциации, проведение
анализа становления личностной, коммуникативной и проектной компетентности создают
основу для осуществления комплексного исследования образовательных инноваций
в классическом университете. Перспективным представляется и углубленное изучение
проблематики Болонского процесса, затронутой в ходе реализации проекта, с точки
зрения не только смены форм учебной деятельности, но и глубоких изменений содержания
образования.
Информация о лицах, задействованных в проведении исследований в рамках
проекта.
Непосредственно в выполнении проекта были задействованы доктор педагогических
наук, проф. Г.Н. Прозументова, доктор психологических наук, профессор Клочко
В.Е., доктор психологических наук, профессор Краснорядцева О.М., кандидат философ.
наук, доцент Зоткин А.О., кандидат педагогических наук, доцент Малкова И.Ю.,
кандидат психологических наук, доцент Муравьева О.И., ст. преподаватель кафедры
управления образованием Суханова Е.А., психолог кафедры управления образованием
Григоренко Е.В., научный сотрудник НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ
Волкова Ж.В., лаборант кафедры управления образованием ТГУ Шевелева Е.В.
В ходе проекта проведены студенческие дебаты на тему «Реализация Болонского
соглашения приведет к существенному улучшению качества российского образования
(приведет к ухудшению качества российского образования)» (4-й курс философского
факультета ТГУ), дискуссия представителей университетов г. Томска о возможностях
и необходимости использования новых образовательных технологий, обеспечивающих
реализацию компетентностного подхода в практике работы вузов, Открытый семинар
ТГУ на тему «Компетентностный подход: возможности и влияние на образовательную
практику классического университета».
|