ПРОЕКТ: ЕВРОЗИАТСКИЙ ФРОНТИР: МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СООБЩЕСТВО И СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ
Научная концепция Томского МИОНа
Социо-культурная, этноконфессиональная разнородность стран
в условиях ускорения модернизации, ставшей глобальным процессом, является главным
источником дестабилизации современного мира. Переход развитых стран на постиндустриальную
стадию усилил коммуникативность мирового сообщества, тенденции к его унификации
на основе западного постиндустриального опыта. В то же время большая часть населения
мира находится на индустриальной и аграрной стадиях с характерными для них социальными,
этнополитическими и конфессиональными проблемами.
Процессы глобализации вследствие этого идут параллельно с фрагментацией мира.
Продолжается становление национальных государств, удивительную жизнеспособность
демонстрируют ментальность и психологические установки традиционного общества.
Усилились межцивилизационные взаимодействия. Наиболее ярко они обнаруживаются
на границах цивилизаций, примером может служить евроазиатской фронтир, частью
которого является Западная Сибирь.
Опыт формирования и развития западносибирского мультикультурного сообщества,
как зоны взаимодействия Запада и Востока, Европы и Азии уникален и заслуживает
внимательного изучения, как наименее конфликтный и толерантный. На исследование
этого социо-культурного феномена и направлен проект Томского МИОН: «Евроазиатский фронтир: межкультурное сообщество и система коммуникаций».
Основными методологическими ориентирами остаются, как и в предыдущем проекте
Томского МИОНа, междисциплинарность, системность и историзм при широком использовании
информационных технологий в научных исследованиях.
Выделенные приоритетные направления изучения мультикультурного сообщества в
комплексе включают наиболее существенные его характеристики и методологические
установки исследования.
Междисциплинарный синтез в методологии исследования необходим
для понимания проблем мультикультурного сообщества, его взаимодействия с внешним
миром, для выделения типологических особенностей процессов модернизации в России
и Сибири, как части евроазиатского общества.
Для понимания особенности этносоциальной структуры межкультурного сообщества
необходимо проследить процесс его формирования, особенности смены поколений,
выявить менталитет евроазиатского общества и человека. Особый
интерес представляет анализ коммуникативной среды, протекание кризисов в обществе
фронтира, как разнородное общество реагирует на кризисные ситуации и катастрофы.
Изучению культуры как формы коммуникации также придается приоритетное
значение. Технологию взаимодействия культур, синтез кодов и знаковых систем,
проблему соотношения локальной культурной специфики и культурных универсалий
предполагается изучать посредством анализа эмпирического материала методами
различных научных дисциплин (философии, культурологи, истории, археологии, этнологии,
лингвистики, социологии, психологии). Как основную источниковую базу культурно-антропологических
исследований и мировоззренческих реконструкций предполагается использовать музейные
фонды Сибири.
Наука и образование рассматривается как важнейший предмет изучения
при исследовании евроазиатского сообщества. Представляется
необходимым изучить особенности образовательного процесса в мультикультурном
сообществе, поощрять разработку и внедрение новых образовательных технологий
для определения оптимальных путей развития интеллектуальных ресурсов при сохранении
культурного наследия народов. Первоочередными задачами является обобщение опыта
становления сибирских университетов как основы формирования интеллектуального
потенциала региона, выявление роли науки в изучении и освоении природных ресурсов
Сибири и сопредельных территорий.
Евроазиатское общество – понятие международное, оно подразумевает
существование широкой зоны взаимодействия культур и народов от Средиземного
моря до Ледовитого океана. Для российской Западной Сибири историческим партнером
является Центральная Азия, становление независимых государств на территории
которой в последнее десятилетие актуализировало эту проблему. Активное включение
сибирских регионов в международный обмен пока не обеспечивается адекватной нормативной
базой, проект будет способствовать ее созданию.
Проект опирается на гуманитарный потенциал западносибирских университетов, прежде
всего – Томского, располагающего ведущими в стране научными школами. Здесь накоплен
опыт методологических изысканий междисциплинарного характера, имеются методические,
информационные ресурсы и сложившиеся исследовательские коллективы. За время
действия предыдущего проекта укрепились связи с научными коллективами сибирских
и казахстанских вузов.
|